Новости
На сайте www.fgosvpo.ru опубликованы предложения по разрабатываемому Федеральному закону Об образовании в Российской Федерации (Федеральный институт развития образования, эксперты Координационного совета УМО и НМС высшей школы)
Федеральный институт развития образования с участием экспертов Координациононного Совета УМО и НМС высшей школы. Обсудение организовано на форуме.
Изменения и дополнения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.2.)
№ п/п |
| Проект ФЗ (версия 3.0.2.) | Новая редакция |
1 | П.7 ст. 2 | 7) квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;
| 7) академическая степень – характеристика уровня полученного высшего образования в рамках определенной области профессиональной деятельности. 7а) профессиональная квалификация – характеристика уровня готовности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций |
2 | П.8 ст.2 | Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения | Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы на объекты профессиональной деятельности и (или) виды профессиональной деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, а также требования к результатам ее освоения;
|
3 | П.26 ст. 2 | Примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы | Примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая требования к разработке основных образовательных программ и их основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности с учетом базовой (инвариантной) части ФГОС. |
4 | П.36 ст. 2 | Федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки. | Федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и направленности.
|
5 | П.1 ст. 6 | К полномочиям Российской Федерации в сфере образования относятся:
| К полномочиям Российской Федерации в сфере образования относятся: ........................ 27) формирование совместно с объединениями работодателей системы независимой оценки качества профессионального образования, в том числе оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах. |
6 | П.6 ст. 11 | 6. Федеральные государственные образовательные стандарты разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования – по профессиям, направлениям подготовки и специальностям соответствующих уровней профессионального образования.
| 6. Федеральные государственные образовательные стандарты разрабатываются по уровням образования.
|
7 | П.6 ст. 11 | СМ. Раздел полномочия. Перечни профессий, направлений подготовки и специальностей формируются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При утверждении новых перечней федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться их соответствие предыдущим перечням профессий, направлений подготовки и специальностей по указанным в них отдельным профессиям, направлениям подготовки и специальностям. | При включении в перечни, указанные в части 7 настоящей статьи, новых профессий, направлений подготовки и специальностей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным профессиям, направлениям подготовки и специальностям, указанным в предыдущих перечнях профессий, направлений подготовки и специальностей или в Общероссийских классификаторах сферы образования. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе реализовывать основные профессиональные образовательные программы, по профессиям, направлениям подготовки и специальностям, по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.
|
8 | П.3 ст. 12 | К основным образовательным программам относятся: …………………… программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих. | К основным образовательным программам относятся: ………………………. 3) программы профессионального обучения – программы освоения умений и навыков профессиональной подготовки работников для решения типовых задач, не требующих глубокой теоретической подготовки. К программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих среднего звена, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих. |
9 | П.6 ст.12 | Примерные основные образовательные программы должны обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения основных образовательных программ с учетом уровня образования (направленности образовательной программы, профессии, специальности или направления подготовки), а также учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. | Примерные основные образовательные программы должны обеспечивать соответствие планируемых результатов освоения основных образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам.
|
10 | П.4 ст. 14 | 3. Порядок организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
| 3. Порядок организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 4. Допускается установление государственного задания образовательным организациям на частичную реализацию образовательных программ, а также на реализацию отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик. |
11 | П. 7 ст. 17 | 7. При реализации профессиональных образовательных программ в образовательном процессе используются учебники и учебные пособия, в том числе электронные издания, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. | 7. При реализации профессиональных образовательных программ в образовательном процессе используются учебники и учебные пособия, в том числе электронные издания, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность с учетом экспертизы указанных учебников и учебных пособий, осуществляемой в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. |
12 | П.8 ст.20 | Статья 20. Объединения юридических лиц, государственно-общественные объединения, общественные объединения в системе образования
| Статья 20. Объединения юридических лиц, объединения работодателей, государственно-общественные объединения, общественные объединения в системе образования …… 8. Объединения работодателей участвуют в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации |
13 | П. 3 ст. 23 | 3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ; 2) организация дополнительного профессионального образования - тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ.
| В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного общего образования – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ; 2) организация дополнительного профессионального образования - тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ. |
14 | П.2 ст. 29 | 2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: 1) сведений о: …………. в) реализуемых образовательных программах с указанием численности обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения | 2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: 1) сведений о: …………. в) перечне реализуемых образовательных программ с указанием численности обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения; аннотированных образовательных программах, включающих календарный учебный график, краткое содержание учебного плана, изучаемых учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, с указанием их трудоемкости, а также учебно-методического оснащения. |
15 | П. 6 ст. 71 | Получение среднего профессионального образования подтверждается присвоением лицам, успешно освоившим образовательную программу среднего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, следующих квалификаций: 1) по результатам освоения программы подготовки квалифицированного рабочего, – квалификации по соответствующей профессии рабочего; 2) по результатам освоения программы подготовки специалиста среднего звена, – квалификации соответствующего специалиста среднего звена.
| Получение среднего профессионального образования подтверждается присвоением лицам, успешно освоившим образовательную программу среднего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, следующих квалификаций: 1) по результатам освоения программы подготовки квалифицированного рабочего, – квалификации по соответствующим профессиям; 2) по результатам освоения программы подготовки специалиста среднего звена, – квалификации по соответствующей специальности. |
16 | П. 2 ст. 75 | Профессиональное обучение направлено на освоение лицами различного возраста профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций, в том числе работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, и направлено на получение квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза. | Профессиональное обучение направлено на освоение лицами различного возраста профессиональных умений и навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций, в том числе работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, и направлено на получение квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза. |
17 | П. 5. ст.72 | Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются следующие квалификации (академические степени) высшего образования: по результатам освоения программы бакалавриата – «бакалавр»; по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист»; по результатам освоения программы магистратуры – «магистр»; по результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь», в случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук; по результатам освоения программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки – квалификация, определенная федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим образовательным программам. | Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются следующие академические степени высшего образования: по результатам освоения программы бакалавриата – «бакалавр»; по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист»; по результатам освоения программы магистратуры – «магистр»; по результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – «Преподаватель высшей школы» и/или «Исследователь», в случае защиты диссертации в установленном порядке присваивается академическая квалификация (ученая степень) кандидата наук; по результатам освоения программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки – квалификация, определенная федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим образовательным программам. |
18 | П. 1 ст. 76 | 1. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих – это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих – это профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего, с целью получения новой с учетом потребностей производства.
| 1. Профессиональное обучение по программам подготовки рабочих и служащих – это профессиональное обучение лиц, еще не имеющих профессии рабочего или служащего. Профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих – это профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию (профессии) рабочего или служащего, с целью получения новой профессии.
|
19 | П. 3 ст. 80 | 3. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
| 3. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки специалистов. |
20 | Ст.96 |
1. Независимая оценка качества образования проводится в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ. 2. Независимая оценка качества образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится организациями, включенными в реестр экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования. Сведения, содержащиеся в реестре экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, являются открытыми и общедоступными. Порядок включения организаций в реестр экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, порядок его ведения и перечень включаемых в него сведений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования. 3. Независимая оценка качества образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может предусматривать сбор, анализ и оценку общедоступной информации о деятельности таких организаций, в том числе информации, опубликованной в средствах массовой информации, сети Интернет, результатов общественной и профессионально-общественной аккредитации, проведение мониторинговых исследований по вопросам оценки учебных достижений обучающихся, формирование рейтингов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ. | 1. Система независимой оценки качества профессионального образования формируется ют объединениями работодателей совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования. Независимая оценка качества профессионального образования осуществляется по следующим направлениям: оценка качества образовательных программ профессионального образования; оценка деятельности организаций, в части реализации программ профессионального образования; оценка и сертификация квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, получивших профессиональное образование и (или) обучение в различных формах. ( в соотв. с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 “Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования”, а также с Положением о формировании независимой системы оценки качества профессионального образования (утв. Министром образования и науки и Президентом РСПП 31.07.09 № АФ 318/03). 2. Независимая оценка качества образования проводится в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ. 3. Независимая оценка качества образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится организациями, включенными в реестр экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования. Сведения, содержащиеся в реестре экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, являются открытыми и общедоступными. Порядок включения организаций в реестр экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, порядок его ведения и перечень включаемых в него сведений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования. Независимая оценка качества образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может предусматривать сбор, анализ и оценку общедоступной информации о деятельности таких организаций, в том числе информации, опубликованной в средствах массовой информации, сети Интернет, результатов общественной и профессионально-общественной аккредитации, проведение мониторинговых исследований по вопросам оценки учебных достижений обучающихся, формирование рейтингов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ. |