Новости

18.12.2011

На сайте www.fgosvpo.ru опубликованы предложения по разрабатываемому Федеральному закону Об образовании в Российской Федерации (Федеральный институт развития образования, эксперты Координационного совета УМО и НМС высшей школы)

Федеральный институт развития образования с участием экспертов Координациононного Совета УМО и НМС высшей школы. Обсудение организовано на форуме.

Изменения и дополнения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.2.)

№ п/п

 

Проект ФЗ (версия 3.0.2.)

Новая редакция

1

П.7 ст. 2

7) квалификация – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций;

 

7) академическая степень – характеристика уровня полученного высшего образования в рамках определенной области профессиональной деятельности.

7а) профессиональная квалификация – характеристика уровня готовности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций

2

П.8 ст.2

Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося, а также требования к результатам ее освоения

Направленность (профиль) образования – целевая ориентация образовательной программы на объекты профессиональной деятельности и (или) виды профессиональной деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, а также требования к результатам ее освоения;

 

3

П.26 ст. 2

Примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы

Примерная образовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая требования к разработке основных образовательных программ и их основные характеристики (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения образования определенного уровня и (или) направленности с учетом базовой (инвариантной) части ФГОС.

4

П.36 ст. 2

Федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки.

Федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня и направленности.

 

5

П.1 ст. 6

К полномочиям Российской Федерации в сфере образования относятся:

 

К полномочиям Российской Федерации в сфере образования относятся:

........................

27) формирование совместно с объединениями работодателей системы независимой оценки качества профессионального образования, в том числе оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах.

6

П.6 ст. 11

6. Федеральные государственные образовательные стандарты разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования – по профессиям, направлениям подготовки и специальностям соответствующих уровней профессионального образования.

 

6. Федеральные государственные образовательные стандарты разрабатываются по уровням образования.

 

7

П.6 ст. 11

СМ. Раздел полномочия.

Перечни профессий, направлений подготовки и специальностей формируются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При утверждении новых перечней федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться их соответствие предыдущим перечням профессий, направлений подготовки и специальностей по указанным в них отдельным профессиям, направлениям подготовки и специальностям.

При включении в перечни, указанные в части 7 настоящей статьи, новых профессий, направлений подготовки и специальностей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным профессиям, направлениям подготовки и специальностям, указанным в предыдущих перечнях профессий, направлений подготовки и специальностей или в Общероссийских классификаторах сферы образования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе реализовывать основные профессиональные образовательные программы, по профессиям, направлениям подготовки и специальностям, по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.

 

8

П.3 ст. 12

К основным образовательным программам относятся:

……………………

программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

К основным образовательным программам относятся:

……………………….

3) программы профессионального обучения – программы освоения умений и навыков профессиональной подготовки работников для решения типовых задач, не требующих глубокой теоретической подготовки. К программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и служащих среднего звена, программы переподготовки рабочих и служащих, программы повышения квалификации рабочих и служащих.

9

П.6 ст.12

Примерные основные образовательные программы должны обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения основных образовательных программ с учетом уровня образования (направленности образовательной программы, профессии, специальности или направления подготовки), а также учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности.

Примерные основные образовательные программы должны обеспечивать соответствие планируемых результатов освоения основных образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам.

 

10

П.4 ст. 14

3. Порядок организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

3. Порядок организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Допускается установление государственного задания образовательным организациям на частичную реализацию образовательных программ, а также на реализацию отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик.

11

П. 7 ст. 17

7. При реализации профессиональных образовательных программ в образовательном процессе используются учебники и учебные пособия, в том числе электронные издания, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

7. При реализации профессиональных образовательных программ в образовательном процессе используются учебники и учебные пособия, в том числе электронные издания, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность с учетом экспертизы указанных учебников и учебных пособий, осуществляемой в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

12

П.8 ст.20

Статья 20. Объединения юридических лиц, государственно-общественные объединения, общественные объединения в системе образования

 

Статья 20. Объединения юридических лиц, объединения работодателей, государственно-общественные объединения, общественные объединения в системе образования

……

8. Объединения работодателей участвуют в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

13

П. 3 ст. 23

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ;

2) организация дополнительного профессионального образования - тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ.

 

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного общего образования – тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ;

2) организация дополнительного профессионального образования - тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ.

14

П.2 ст. 29

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

1) сведений о:

………….

в) реализуемых образовательных программах с указанием численности обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

1) сведений о:

………….

в) перечне реализуемых образовательных программ с указанием численности обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;

аннотированных образовательных программах, включающих календарный учебный график, краткое содержание учебного плана, изучаемых учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, с указанием их трудоемкости, а также учебно-методического оснащения.

15

П. 6 ст. 71

Получение среднего профессионального образования подтверждается присвоением лицам, успешно освоившим образовательную программу среднего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, следующих квалификаций:

1) по результатам освоения программы подготовки квалифицированного рабочего, – квалификации по соответствующей профессии рабочего;

2) по результатам освоения программы подготовки специалиста среднего звена, – квалификации соответствующего специалиста среднего звена.

 

Получение среднего профессионального образования подтверждается присвоением лицам, успешно освоившим образовательную программу среднего профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, следующих квалификаций:

1) по результатам освоения программы подготовки квалифицированного рабочего, – квалификации по соответствующим профессиям;

2) по результатам освоения программы подготовки специалиста среднего звена, – квалификации по соответствующей специальности.

16

П. 2 ст. 75

 Профессиональное обучение направлено на освоение лицами различного возраста профессиональных компетенций или навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций, в том числе работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, и направлено на получение квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза.

 Профессиональное обучение направлено на освоение лицами различного возраста профессиональных умений и навыков, необходимых для выполнения определенных трудовых функций, в том числе работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, и направлено на получение квалификации (разряда, класса, категории) по профессии без изменения образовательного ценза.

17

П. 5. ст.72

Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются следующие квалификации (академические степени) высшего образования:

по результатам освоения программы бакалавриата – «бакалавр»;

по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист»;

по результатам освоения программы магистратуры – «магистр»;

по результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – «Преподаватель высшей школы» или «Исследователь», в случае защиты диссертации в установленном порядке также выдается диплом кандидата наук;

по результатам освоения программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки – квалификация, определенная федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим образовательным программам.

 Лицам, успешно освоившим образовательную программу высшего образования и прошедшим итоговую аттестацию, присваиваются следующие академические степени высшего образования:

по результатам освоения программы бакалавриата – «бакалавр»;

по результатам освоения программы подготовки специалиста – «специалист»;

по результатам освоения программы магистратуры – «магистр»;

по результатам освоения программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) – «Преподаватель высшей школы» и/или «Исследователь», в случае защиты диссертации в установленном порядке присваивается академическая квалификация (ученая степень) кандидата наук;

по результатам освоения программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки – квалификация, определенная федеральными государственными образовательными стандартами по соответствующим образовательным программам.

18

П. 1 ст. 76

1. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих – это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих – это профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего, с целью получения новой с учетом потребностей производства.

 

1. Профессиональное обучение по программам подготовки рабочих и служащих – это профессиональное обучение лиц, еще не  имеющих профессии рабочего или служащего.

Профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих – это профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию (профессии) рабочего или служащего, с целью получения новой профессии.

 

19

П. 3 ст. 80

3. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

 

3. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки специалистов.

20

Ст.96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Независимая оценка качества образования проводится в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

2. Независимая оценка качества образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится организациями, включенными в реестр экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования.

Сведения, содержащиеся в реестре экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, являются открытыми и общедоступными.

Порядок включения организаций в реестр экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, порядок его ведения и перечень включаемых в него сведений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

3. Независимая оценка качества образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может предусматривать сбор, анализ и оценку общедоступной информации о деятельности таких организаций, в том числе информации, опубликованной в средствах массовой информации, сети Интернет, результатов общественной и профессионально-общественной аккредитации, проведение мониторинговых исследований по вопросам оценки учебных достижений обучающихся, формирование рейтингов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

1. Система независимой оценки качества профессионального образования формируется ют объединениями работодателей совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования.

Независимая оценка качества профессионального образования осуществляется по следующим направлениям: оценка качества образовательных программ профессионального образования; оценка деятельности организаций, в части реализации программ профессионального образования; оценка и сертификация квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, получивших профессиональное образование и (или) обучение в различных формах.

( в соотв. с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 “Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования”, а также с Положением о формировании независимой системы оценки качества профессионального образования (утв. Министром образования и науки и Президентом РСПП 31.07.09 № АФ 318/03).

2. Независимая оценка качества образования проводится в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

3. Независимая оценка качества образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится организациями, включенными в реестр экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования.

Сведения, содержащиеся в реестре экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, являются открытыми и общедоступными.

Порядок включения организаций в реестр экспертных организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, порядок его ведения и перечень включаемых в него сведений, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.

Независимая оценка качества образования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может предусматривать сбор, анализ и оценку общедоступной информации о деятельности таких организаций, в том числе информации, опубликованной в средствах массовой информации, сети Интернет, результатов общественной и профессионально-общественной аккредитации, проведение мониторинговых исследований по вопросам оценки учебных достижений обучающихся, формирование рейтингов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

 

- Материалы