Новости

25.10.2011

Вышла замечательная книга под редакцией профессора, доктора педагогических наук Байденко Валентина Ивановича, научного руководителя исследовательского проекта Мониторинговое исследование основных тенденций развития Болонского процесса как структурной реформы высшего образования в Европе - Болонский процесс: итоги десятилетия.

Болонский процесс: итоги десятилетия

СОДЕРЖАНИЕ

 I. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА………………………9

Предисловие научного редактора к Разделу 1……………………………………….9

1.1. Тенденции 2010: десятилетие перемен

В ЕВРОПЕЙСКОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Андреа Сюрсок и Ханне Смидт. Соавторы: Ховард Дэви,

Йонпа Корхонен, Джерард Мэдилл, Лесли Уилсон

TRENDS 2010: A DECADE OF CHANGE IN EUROPEAN HIGHER EDUCATION Andree Sursock & Hanne Smidt. Co-authors: Howard Davies,

 TOC o "1-5" h z Jonna Korhonen, Gerard Madill, Lesley Wilson ……………………………………...24

Основные положения………………………………………………………………...26

Список используемых сокращений…………………………………………………33

Введение - цели и методы …………………………………………………………..34

1. Десятилетие перемен в европейском высшем образовании - определение контекста……………………………………………………………………………..37

2. Европейские высшие учебные заведения в болонское десятилетие…………………………………………………………………………..51

3. Программа из четырех пунктов для Европейского пространства высшего образования…………………………………………………………………………123

1.2. Будапештско-Венская Декларация

о Европейском пространстве высшего образования

12 марта 2010

BUDAPEST-VIENNA DECLARATION

ON THE EUROPEAN HIGHER EDUCATION AREA

12 March 2010 ……………………………………………………………………157

1.3. Заявление Болонского политического форума

Вена, 12 марта 2010

BOLOGNA POLICY FORUM STATEMENT

Vienna, March 12, 2010……………………………………………………………..160

1.4. Доклад ENQA к юбилейной Болонской конференции министров (март 2010 года)

ENQA REPORT ТО THE BOLOGNA MINISTERIAL ANNIVERSARY CONFERENCE

of March 2010………………………………………………………………………...162

1.5. Десять обязательств EURASHE перед Европейским пространством

высшего образования в 2020 году - предвидения и стратегии

EURASHE’S 10 COMMITMENTS FOR THE EHEA

IN 2020 - VISIONS & STRATEGIES……………………………………………….166

Примечание научного редактора к Разделу 1……………………………………..173

 2. ЕВРОПЕЙСКИЕ ФОРУМЫ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………..179

Предисловие научного редактора к Разделу 2…………………………………….179

2.1. Избранные материалы IV Европейского форума

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА

Креативность и многообразие:

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОСЛЕ 2010 ГОДА

19-21 ноября 2009

Бизнес-школа Копенгагена, Дания

CREATIVITY AND DIVERSITY: CHALLENGES FOR QUALITY ASSURANCE BEYOND 2010. A SELECTION OF PAPERS FROM THE 4th EUROPEAN QUALITY ASSURANCE FORUM 19-21 November 2009

 TOC o "1-5" h z Hosted by Copenhagen Business School, Denmark………………………………….203

X.T. ЙЕНСЕН

Предисловие и выражение признательности

Н.Т. JENSEN

FOREWORD AND ACKNOWLEDGEMENTS ……………………………………204

Часть L 2010 наступил: как далеко мы продвинулись и куда мы идем?

19-21 ноября 2009

Part 1. 2010 is here: How far have we come and where are we going?......................205

П.Н. ТЕЙШЕЙРА

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЕЖДУ НАРОДНЫМИ МАССАМИ И РЫНКОМ:

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ НА ТЕНДЕНЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА

P.N. ТЕIХЕIRA

HIGHER EDUCATION BETWEEN THE MASSES AND THE MARKET: AN OUTSIDER’S REFLECTIONS

ABOUT TRENDS IN QUALITY ASSURANCE…………………………………...205

А. РАУХВАРГЕРС

БОЛОНЬЯ 2009: ОБЗОР РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Rauhvargers

2009 BOLOGNA STOCKTAKING FINDINGS

ON HIGHER EDUCATION QUALITY ASSURANCE…………………………….212

И. ХААКШТАД

ВНЕШНЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

на Европейском пространстве

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КУДА ИДЕМ?

Размышления о функциях, легитимности и ограничениях

J. HAAKSTAD

EXTERNAL QUALITY ASSURANCE IN THE EHEA: QUO VADIS? REFLECTIONS ON FUNCTIONS, LEGITIMACY

AND LIMITATIONS…………………………………………………………………..220

И. ФАЛЬК

Показатели, по которым мы живем?

По поводу дилеммы «количество-качество»...

J. Falk

INDICATORS WE LIVE BY? ON THE QUANTITY -QUALITY DILEMMA …………..227

Б. СТЕНСАКЕР


Инновация, обучение и обеспечение качества: невозможная миссия?

В Stensaker

INNOVATION, LEARNING AND QUALITY ASSURANCE:

MISSION IMPOSSIBLE?.......................................................................................................233

Часть 2. На ПЕРЕСЕЧЕНИИ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО

обеспечения качества: что станет

С РАЗНООБРАЗИЕМ И КРЕАТИВНОСТЬЮ?

Part 2. In the crossroads of internal and external quality assurance:

What becomes of diversity and creativity?...............................................................................238

Э. Кнурс, при участии И. Ферахтерти и Я. Сегаль внешнее обеспечение качества и аккредитация: остается ЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ НЕСТАНДАРТНЫХ решений?

Е. KNOORS, WITH CONTRIBUTIONS OF I. VERACHTERT AND 1. SEGAL EXTERNAL QUALITY ASSURANCE AND ACCREDITATION:

IS THERE STILL ROOM TO THINK OUTSIDE THE BOX?...............................................238

Л. Мессас и М. Прчел

Почему уважение многообразия и креативности является существенно важным в процессах обеспечения качества и аккредитации: наблюдения и опыт из области музыкального образования

L. MESSAS AND M. PRCHAL

WHY RESPECTING DIVERSITY AND CREATIVITY IS ESSENTIAL IN QUALITY ASSURANCE AND ACCREDITATIONS PROCESSES:

OBSERVATIONS AND EXPERIENCIES FROM THE FIELD OF MUSIC……………….244

П. Лоурти

Обеспечение качества должно быть приведено в соответствие с миссией учебного заведения

P. LOURTIE

QUALITY ASSURANCE ALIGNMENT ……………………………………………………250

X. Лехпяйтер Обеспечение качества

и внутреннее институциональное разнообразие

H. LECHLEITER

QUALITY ASSURANCE AND INTERNAL

INSTITUTIONAL DIVERSITY……………………………………………………………….255

A.K. Кравен

Обеспечение качества:

глазами администратора подразделения

А.К. Craven

QUALITY ASSURANCE: A DEPARTMENTAL ADMINISTRATOR’S VIEW…………….261

2.2. V Европейский форум качества.

Наведение мостов: придание смысла обеспечению качества в европейском, национальном и институциональном контекстах Университет Клода Бернара, Лион, 18—20 ноября 2010

THE 5ТН EUROPEAN QUALITY ASSURANCE FORUM 18-20 NOVEMBER 2010 BUILDING BRIDGES: MAKING SENSE OF QA IN EUROPEAN, NATIONAL AND INSTITUTIONAL CONTEXTS

Hosted by University Claude Bernard Lyon I…………………………………………………..268

  Заседание рабочей группы I: Тезисы докладов………………………………………………268

Заседание рабочей группы II: Тезисы докладов……………………………………………..274

Заседание рабочей группы III: Тезисы докладов…………………………………………….278

Примечание научного редактора к Разделу 2…………………………………………………283

3. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ ДОКТОРОВ…………………………………….285

Предисловие научного редактора к Разделу 3………………………………………………..285

1. Подготовка докторов на начало «нулевых» годов. Докторская

подготовка и квалификация в Европе и США: состояние и перспективы

Под ред. Яна Садлака, ЮНЕСКО/СЕПЕС, Бухарест, 2004

DOCTORAL STUDIES AND QUALIFICATIONS IN EUROPE AND THE

UNITED STATES: STATUS AND PROSPECTS. EDITED BY Jan SADLAK, UNESCO/CEPES, BUCHAREST, 2004…………………………………………………………………………….298

XIII. Ф.ДЖ. Альтбах Соединенные Штаты Америки: современные реалии и тенденции будущего

XIII. P.G.ALTBACH

THE UNITED STATES: PRESENT REALITIES

AND FUTURE TRENDS……………………………………………………………………………298

XIV. В.М. Кем

Эволюция докторских степеней и квалификаций в Европе: передовая практика и вопросы,

вызывающие озабоченность - сравнительный анализ

В.М. КЕНМ

DEVELOPING DOCTORAL DEGREES AND QUALIFICATIONS IN EUROPE: GOOD PRACTICE AND ISSUES OF CONCERN- A COMPARATIVE ANALYSIS……………………315

3.2. По страницам журнала «Высшее образование в Европе»

Сравнение докторского образования в Европе и Северной Америке ЮНЕСКО-СЕПЕС, 2008, Т. 33, №1

L ’ENSEIGNEMENT SUPERIEUR EN EUROPE, UNESCO-CEPES. VOL. 33, NO. 1, 2008 UNE COMPARA1SON DES FORMATIONS DOCTORALESEN

EUROPE ETENAMERIQUE DUNORD…………………………………………………………..333

У. ШРАЙТЕРЕР

Некоторые выводы: форма следует за функцией (научные исследования, экономика знаний и возможности докторского образования)

U. SCHREITERER

QUELQUES CONCLUSIONS: LA FORME SUIT LA FONCTION:

La Recherche, L 'Economie

  DES SA VOIRS ET LES CARA CTER1STIQUES DE L ’ENSE/GNEMENT DOCTORAL……..333

Дж. Уокер

Докторское образование в США

G. WALKER LA FORMATION DOCTORALEAUXETATS-UNIS………………………………343

Дж. Тейлор

О качестве и нормах: вызов для профессионального доктора

J. Taylor DE LA QUALITE ET DES NORMES: LE DEFI DU

DOCTORAT PROFESSIONNEL…………………………………………………………………….352

А.-М. СИЛЬВАНА ДЕ РОЗА

НОВЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ДОКТОРОВ: ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОКТОР: ОДНА ЦЕЛЬ, ДВЕ РАЗНЫЕ МОДЕЛИ

Сравнение докторской подготовки в Европе и Северной Америке (сокращенный вариант)

А. -М. Silvan a de Rosa

DE NO UVELLES FORMES DE COOP ERA TION INTERNA TIONA LE DANS LA FORMA TION DOCTORALE: INTERNA TION ALISA TION ET DOCTORA T INTERNA TIONAL: UN OBJECTIF,

DEUX MODELES DISTINCTS……………………………………………………………………...357

3.3. Докторское образование: болонский этап

Г. КИБСГААРД

Скандинавские модели для постдипломных школ и исследовательских школ

Конференция по Болонскому процессу в австрийской университете

-9 декабря 2008, Вена

G. KIBSGAARD

SCANDINA VIANMODELS FOR GRADUATE SCHOOLS AND RESEARCH SCHOOLS. BOLOGNA-PROJEKTE DER OSTERREICHISCHEN UNIVERSTTATENKONFERENZ

- 9. Dezember 2008 - Wien…………………………………………………………………………364

9-я Конференция Европейского Совета докторантов и молодых исследователей (EURODOC) 2010

11-15 марта 2010, Вена

THE 9ТН EURODOC ANNUAL CONFERENCE 2010

11-15 March 2010………………………………………………………………………………………..365

Т.Э. ЙОРГЕНСЕН

Подготовка, руководство и научная работа

те. Jorgensen

TRAINING, SUPERVISION AND SCIENTIFIC WORK………………………………..368

Анализ и перспективы: подготовка докторов и докторские исследования - СВЯЗЬ МЕЖДУ Европейским пространством высшего образования и Европейским исследовательским пространством……………………………………………………………………………….370

Я. КОЛЧЕВА

Ситуация с кандидатами в доктора в Европе

Вена, 11-16 марта N. KOLTCHEVA

THE S1TUA TION OF DOCTORAL CANDIDA TES WITHIN EUROPE

Vienna, March 11-16…………………………………………………………………………..371

Конференция: как обеспечить качество в докторском образовании нового типа?

Университеты Австрии. Совет по докторскому образованию EU А. Исследовательский университет Вены, Венский университет экономики и бизнеса. Протоколы/заметки CONFERENCE: HOW ТО ASSURE QUALITY

INNEW-STYLE DOCTORAL STUDIES?..............................................................................380

Семинар Совета по докторскому образованию EUA Поддержка и развитие исследовательской карьеры Гент, 18-19 марта 2010 года

EUA/CDE Workshop Researchers' Careers Support and Development

Ghent, 18-19. March2010……………………………………………………………………..385

М. ВАНДЕ САНД

ПОДДЕРЖКА ДОКТОРАНТОВ ИЗ «ТРУДНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ» ДЛЯ КАРЬЕРЫ ВНЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

М. van de Sand

Support of doctoral Candida tes from «difficultsubjects»

FOR CAREERES OUTSIDE ACADEMIA………………………………………………….385

Э. Каннингэм

План научных исследований и профессионального развития УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОЛЛЕДЖА ДУБЛИНА (RPDP)

Е. Cunningham

UCD research and Professional development Pun……………………………………………….389

Я. КУЗЬМИНОВ И М. ЮДКЕВИЧ

Новые академические модели для неблагоприятной институциональной среды (Академические инновации и опыт высшей школы экономики)

Y. KOUZMINOV AND М. YUDKEVICH

New Academic Models for Weak Institutional environment (Academic innovations and experience at Higher School of Economics)…………………………………………………………………392

Л БОРРЕЛЛ-ДЭМИАН

Подготовка докторов наук после 2010 г.

Конференция под председательством ЕС«Университеты 2020»

Европейская ассоциация университетов (EUA),

сильные университеты для Европы

17 июня 2010 г. г. Саламанка, Испания

L Borreu-Damian

Doctoral Training beyond 2010

*          EU Presidency Conference "Universities 2020"

17 June 2010, Salamanca, Spain

European Universities Association Strong Universities for Europe……………………………..396

ЗАЛЬЦБУРГ II

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДОСТИЖЕНИЯ европейских университетов в осуществлении Зальцбургских принципов после 2005 года

Salzburg II

Recommendations

European Universities ' achievements since 2005

in Implementing the Salzburg Principles……………………………………………………….407

3.4. Один взгляд на будущее докторского образования в США Путь вперед: будущее последипломного образования в Соединенных Штатах Америки

THE PATH FORWARD: THE FUTURE OF GRADUATE EDUCATION

IN THE UNITED STATES…………………………………………………………………….413

Примечание научного редактора к Разделу 3……………………………………………….419

ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ ПО НАДЗОРУ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА (BFUG) НА 2009-2012 ГОДЫ……………………………………………………………….421

Предисловие научного редактора к Разделу 4………………………………………………421

План работы Группы по надзору за

реализацией Болонского процесса (bfug) на 2009-2012 годы

Утвержден на встрече BFUG в Брюсселе 30 ноября 2009 года

BFUG WORK PLAN 2009-2012

APPROVED AT THE BFUG MEETING IN BRUSSELS ON 30 NOVEMBER 2009……….426

 

 

 

 

1. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

 Предисловие научного редактора к разделу 1 (1 стр.)

 За свою десятилетнюю историю Болонский процесс вызвал к себе раз­личные оценочные отношения.

У одних он порождал радужные ожидания скорого наступления «золо­того века» европейского высшего образования, синергетически сцепленного с исследовательским пространством. Романтики «от Болоньи» полагали воз­можным реализовать болонский проект «здесь и сейчас» в пределах до 2010 года, вовсе не предвосхищая всей диалектики его осуществления и не допус­кая возможности финансового кризиса глобализированной экономики.

Не будет натяжкой сказать, что сама Болонская декларация была лишь первым «посадочным материалом идей», из которого предполагалось вы­ращивать, как с пафосом говорят авторы Trends 2010, «дивный новый мир высшего образования». Хотя, несомненно, она выполнила роль пускового механизма реформ.

Болонская декларация артикулировала первые шесть основных линий действия. В Праге (2001 г.) и Берлине (2003 г.) они будут дополнены еще четырьмя...................................

Продолжение следует....

 Заказать книгу можно в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов,

+7 499 369-42-83,  +7 499 369-42-84, факс. +7 499 369-58-13

E-mail: [email protected]